воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Вода. Океаны. Моря. Реки. Озера (ТЗ)

Начали тему с вопроса: "А как ты думаешь, почему нашу планету называют Голубой планетой?"
Потому что бОльшую часть земной поверхности занимает вода. Космонавтам из космоса это очень хорошо видно. А мы можем посмотреть карту. Потом вспомнили о том, как наша Земля была похожа сначала на планету Венера, и как потом на нашей планете появилась вода, как образовался один океан (был 1 материк) и как потом их стало 4. Посмотрели на мягкой карте (я уже фото раньше показывала).
Так что разобрались, что Мировой океан делится на 4 части - 4 океана (разделили его из-за свойств воды в каждой из частей). Повторили названия всех океанов. Поговорили и о Южном океане (который выделяют как пятый океан из-за специфики его вод). Разложили названия на контурной карте.



 Самый большой и глубокий океан - Тихий (все проверяем на карте)))), затем Атлантический, Индийский, Южный (если зачислять его в кол-во океанов) и Сев. Ледовитый.
 Хоть названия океанов мы знаем уже давно, все равно хотелось и игры какие-то "впихнуть", пусть даже самые простые: вспомнили нашу любимую игру - полет на самолете: перелетали через тот океан, который я называю (раньше мы так и материки и океаны учили), разыгрывали ситуацию, как будто мы летим на спасательном самолете в поисках пропавшего корабля.
Воды океанов окружают материки и острова. Большие регионы (можно детям сказать и части) океанов (океаны тоже поделили на части :-) )))) называют моря. Заодно и разобрались, что такое   заливы, проливы, но очень кратко, долго на этом не задерживались.
 Моря друг от друга отличаются растительностью, животным миром, короче флорой, фауной и спец. особенностями воды.
Т.е. океан условно разделили на части - моря  ( из-за специфики вод, а еще моря друг от друга отличаются растительным и животным миром).
Всего в мире насчитывают 63 моря. Есть такие моря, которые вовсе не моря, а большие озера (Каспийское, Аральское, Мертвое и Галилейское), просто исторически сложились такие названия (но про озера поговорим позже).
У некоторых морей интересные названия (я не рассказывала о всех теориях названия этих морей, а только о самых распространенных и запоминающихся):
Красное море получило свое название из-за цветения микроскопических водорослей красноватого цвета.
Вспомнили наш отдых на Красном море, посмотрели фото подводного мира, согласились, что это незабываемое зрелище  - увидеть столько кораллов и восхитительных рыбок. Сенька помнит наши поездки и очень хочет скорей поехать куда-нибудь опять.
Желтое море названо благодаря тому, что реки несут в море желтый ил.
Белое из-за льда (обязательно надо показать на детской карте. У нас на карте оно на самом деле белое).
Коралловое говорит само за себя))
Мертвое (которое на самом деле озеро) т.к. в нем невозможна жизнь - оно очень соленое.
Далее рассматривали рельеф океана (на нашем макете тоже)

 Рельеф дна океанов и морей такой же разнообразный, как и суши: здесь есть и горы, и подводные вулканы, и равнины, и глубокие впадины.
Повторили, что в том месте, где литосф. плиты расходятся, образуется разлом (рифт), из которого вытекает горячая магма в виде лавы, наращивая горы по краям плит, а внутри разлома образуется новая океаническая кора. В таких местах появляется горный хребет и даже целая горная цепь с многочисленными вулканами.
У нас на макете рифт(срединно-океанический хребет, который только начал "зарождаться" т.к. горная цепь у нас не вместилась, но главное - суть понятна):

Срединно-океанические хребты есть в центральных частях  всех океанов.
Когда мы смотрели книги, то, конечно же, взгляд Сеньки упал на черных курильщиков. Пришлось рассказать о них и о погонофорах. Мой парень так впечатлился, что даже захотел их слепить:

Правда, поставили мы их уже потом, когда воду вылили.
Вулканы и под  водой образуются в тех местах, где океаническая плита наиболее тонкая. Обычно в океане образуется целая гряда вулканов (Гавайские острова, Канарские о-ва, Курильские о-ва). Например, образовался один большой вулкан, выступающий из поверхности воды океана, а это значит, что обазовался вулканический остров. Но литосф. плиты не стоят на месте, произошло движение, плита сдвинулась немного и что получилось? Наш вулканич. остров "отъехал" в сторону, а на том месте, где он зародился (там же плита наиболее тонкая, поэтому магме легко в том месте "прорваться" наружу), возник новый вулкан и т.д. Таким образом рядом с нашим первым островом возникает ряд вулканических островов.
Наглядно показала с фломастером и листом бумаги (со свечкой и листом не рискнула)))), хотя была мысль))

У нас на макете тоже посмотрели остров вулканического происхождения)) Жаль, что все очень маленькое...
Когда сталкиваются океаническая и контин. плиты, первая (за счет того, что она тоньше) "уходит" под 2-ю и плавится. Глубина океана рядом с континент-й плитой возрастает и здесь образуется глубоководный желоб, а рядом с ним возникают цепочки действующих вулканов, образ-ся горный хребет.
На нашем макете глубоководный желоб вот:


Самый глубокий желоб а Земле - Марианская впадина.
Тут опять понесло не в ту степь: Сенька просто влюбился в морского удильщика:

Срочно приказал слепить)) Вот он, только без зубов

Ну, и абиссальная равнина (прошу учесть, что у нас все в уменьшенном виде).

Море почти никогда не бывает спокойным. Возникающие на поверх-ти воды волны отличаются большим разнообразием. Волны возникают по различным причинам, но самая основная - ветер.
Кажется, вот только поверхность моря была практически неподвижна (такое тоже бывает), но стоит появиться легкому ветерку, как тут же появляется рябь - это мелкие волны высотой всего неск. миллиметров. Подули на водичку, посмотрели))
Над морской пов-тью продолж. дуть ветер, который постепенно усиливается. Полосы ряби сменяются отчетливо видимыми волнами, которые образуют параллельные ряды гребней и ложбин.
Ветер крепчает, увеличив-ся длина и высота волн, причем они уже не пар-но следуют друг за другом, а хаотически разбросаны по водной поверхности.
Если ветер дует долго с оч. большой скоростью в одном и том же направлении (шторм), возникают штормовые волны, высотой могут быть в несколько метров, которые образуют внушительные водяные валы. А время от времени возникает особенно высокий вал, который моряки называют "девятым валом" . Вот такие штормовые волны особенно опасны для судов в открытом море.
Посмотрели картины Айвазовского.
В то время, как в открытом море могут свирепствовать шторм. волны, сидя на берегу мы можем  видеть другую картину: при слабом ветре волны накатывают на берег, а потом отступают, накатывают и отступают... Но как только ветер крепчает волны с шумом обрушиваются на берег, разбиваясь на брызги и покрывая кромку берега пеной. Причем, приближаясь к берегу, волны всегда замедляют свое движение, а так же они ориентируются параллельно прибрежной линии, в то время как вдали они движутся хаотично. Меня всегда завораживала эта картина. Так люблю наблюдать за волнами: когда у берега спокойно, водичка накатывает и отступает, а вдали виднеется неупорядоченная картина.
И если штормовые волны опасны для морских судов, то в прибрежной полосе они приносят значительно меньше разрушений. Другое дело - волна цунами - это длинные океанские, возникающие при подводных землетрясениях или в результате взрыва подводного вулкана. Цунами зародилась в океане и с огромной скоростью мчится к прибрежной полосе, где скорость ее замедляется и уменьшается длина, но зато вырастает высота. И она наносит сокрушительный удар по берегу, нанося колоссальный ущерб в прибрежной зоне. А самое интересное, что в открытом океане эта волна совершенно безопасна. Она проносится очень бымтро и корабль может приподнятся и плавно опуститься, не разобравшись толком, что произошло.
Волны мы смотрели в ванне, когда Сенька купался (а то я бы потом весь вечер полы вытирала). Нарисовала на стене домики (это, типа, прибрежная зона с жилыми домами) и наблюдали потом рябь на поверхности воды, штормовые волны и как они опасны для кораблика и цунами. Так Сеньку впечатлило: волна смыла домики, как на самом деле... Почитали еще книжки из серии "Я люблю читать"
Волна Сеньки:

  Вода океана находится постоянно в движении,  и это движение не ограничивается только  волнами. Глубоко под водой наблюдаются мощные передвижения водных масс, которые называют морскими( океаническими) течениями.Течения бывают теплыми и холодными. Особо в подробности тут не вдавалась, отметила только, что самое известное теплое течение - Гольфстрим, которое начинается вблизи полуострова Флорида и выходит к островам Шпицберген (посмотрели на карте).Гольфстрим можно назвать своеобразной рекой, которая течет в океане.
 В ванне мы тоже с помощью душа проделывали подводные морские холодное и теплое течения (хотя с этим Сенька уже знаком, мы уже давно течения в ванне изучили))))
 Океанские течения своенравны. Порой они откланяются от своего постоянного направления, образуя гигантские завихрения и водовороты (его мы тоже посмотрели в ванне, а также на ютубе), почему-то на Сеньку водоворот особенно оказал магическое воздействие: он часто его теперь в своих играх вплетает.
Еще рассказала про приливы и отливы, вспомнили, как видели на Красном море и прилив, и отлив. Но к сожалению, не очень понял мой сынуля, из-за чего это происходит, а как показать воздействие Луны, я не придумала))

В океаны и моря впадают реки - природные водные потоки, которые текут в выработанном ими углублении.
Обычно река начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, так и образуется речка. Место зарождения реки называется истоком.
Истоки горных рек обычно находятся у края ледников, стекая небольшими потоками воды и порождая горную реку, которая стремительно течет вниз к морю. Показывала на макете: смоченную ватку отжала, потекли ручейки, дальше уже из  бутылки наливала воду, показывая, где исток, где русло реки -  канал, по которому течет река. Следили за течением: в горных реках течение значительно сильнее, чем в равнинных. И вот наша река впадает в море, неся с собой все, что смогла приобрести по дороге))) (камни, песок и т.д). А место, где река впадает в море, называется устьем.

Поговорили еще и о том, что в большую реку (ее назыв. главной) могут впадать маленькие, которые называются притоками. Притоки могут быть левыми и правыми. Чтоб определить, где какой приток, нужно встать по течению. То же самое и с определением правого и левого берегов реки. Еще сказала, что река может менять свое направление: из более менее ровной она через некоторое время может превратиться в настоящую "змейку". Закрепили знания + совместили чтение:

Все просто: карточки со словами надо правильно расположить на рисунке.
Рекам постоянно необходимо питание. Откуда реки получают питание?Питание может быть разное:
- дождевое
- ледниковое
- подземные воды (немного рассказала о них, но только поверхностно)
- снеговое.
Основным источником питания являются осадки. А откуда берутся осадки? В какое время года река получает большее питание? Вспомнили еще раз о путешествии капельки (круговороте воды в природе).

Попросила Сеньку самого рассказать про путешествие капельки, справился на отлично.
Вспомнили песенку:"С голубого ручейка начинается река..."

Вода - "сильная" стихия)) Вода морей и рек способна разрушить даже горы. Даже камень боится воды! (вода камень точиит).
 С помощью воды в горах образуются пещеры (вода вымывает "слабые" (растворимые) горные породы, а более сильные остаются),а затем еще в этих же пещерах создает  прекрасные ансамбли сталактитов и сталагмитов (вспомнили с прошлой темы).
Посмотрели разные картинки, в т.ч. и Ш7Г.
Иногда  из-за разрушительной силы воды (особенно часто весной) в горах могут случаться оползни и обвалы - и вот большая гора превратилась в груду камней.
 В некоторых местностях реки смогли образовать узкие и глубокие ущелья, которые наз-ся каньонами (река Колорадо и Большой Каньон, Сев. Америка)
Иногда на своем пути вода реки может увидеть преграду из прочной горной породы, за которой идет более слаб. - песчаник, который вода вымывает и уносит с собой. Получилось, что возник твердый порог, а за ним образовалась яма (ниша), которая делается со временем все больше и больше и так образуется водопад. Посмотрели самый высокий и самый красивый водопады: Анхель и Ниагарский.

Реки со временем способны даже размыть горы и на этом месте образуется равнина. Конечно, это происходит очень медленно. Весь материал, который они вымывают, переносится течением в море и за счет этого увеличивается дно океанов, а также с пом. этого материала разрушаются новые участки суши (с пом. трения обломков).
Посмотрели, как волны разрушают береговую каменную стену

Еще выполнили задание на эту тему:

Проделали разрушение утеса (правда, вместо горы у нас была просто почва) водой:

Еще посмотрели в книгах и интернете, как с помощью воды - снега, дождя - и ветра + перепады температуры (выветривания) могут создаваться сказочные пейзажи - происходят  удивительные изменения рельефа (музей Арок, например).
Посмотрели на карте крупнейшие реки мира (самые длинные): Амазонку и Нил.
Вот наша речка (попросил меня контур реки нарисовать): закрасил сам, очень старался, но почему-то ничего добавить не захотел (думаю, позже мы оживим этот рисунок)))

Река может впадать не только в море, но и в озеро.
Озеро - это водоем, который создается самой природой в углублениях суши, в которое стекает и накапливается вода.
Озера не являются частью Мирового океана и никак не соединяется с морем (океаном) - это замкнутый водоем, в который может впадать лишь река.
Посмотрели крупнейшие озера на карте: Каспийское море (Европа/Азия), Верхнее озеро (Сев. Америка), Виктория (Африка).
Рассказала более подробно о том, почему некоторые озера назвали морями. Потом посмотрели озера нашей страны, ведь у нас их очень много и нашу страну называют озерной, нашли самое большое озеро Нарочь.
Поговорили о том, где могут образовываться озера: как уже говорила, в замкнутых земных углублениях, путем заполнения их водой (осадки, подземные воды), вспомнили о кратерном озере, а также об озере, образовавшемя в кальдере потухшего вулкана, о ледниковом озере, об озерах, которые образуются в трещинах земной коры (Байкал) - тектонические озера, о горных озерах и тех, которые образуются в пещерах, о речных и приморских (посмотрели на карточках).
Озера могут очень сильно зарастать различными растениями, могут высыхать и со временем исчезнуть насовсем, но иногдамогут  вновь появиться; иногда люди сами осушают озера.
 Ну и об искусственных озерах немного, к которым относятся:
пруд - искусственный водоем, т.е. созданный человеком (этим отличается от озера), для хранения воды (для водоснабжения, разведения рыбы и т.д).  (Девочки, всякие заметки - типа, той что была только что в скобках) -  писала для себя, чтоб не забыть Сеньке сказать, поэтому не смотрите, что расписываю все так дословно, я просто копирую со своего плана и вставляю, почти не редактируя, просто нет времени, только дополняю здесь немного своими комментариями, а иногда получается, что написано много, а на самом деле говорила коротко))))
Пруды обычно бывают небольшие (мы их не раз видели. Сенька, когда в 1-й раз увидел, сказал: "Смотри, какое маленькое озеро!"). А вот искусственные водоемы больших размеров уже называют водохранилищем.
Посмотрели на карточках, но самое главное, все это (кроме океана и моря) увидели вживую, когда ездили к бабушке моей (сначала увидели речку, потом озеро, водохранилище, а потом уже много рек видели и еще одно озеро, а когда к бабушке приехали, то сходили к пруду (летом там обычно рыбачат), он очень близко от бабушкиного дома.
   Еще рассказала сказку собственного сочинения:
   Сказка про воду.
Жил на свете родничок, водичка в нем была чистая-чистая… Скучно родничку стало стоять на одном месте и решил он ручейки пустить. Ручейки побежали весело с горки, ничуть не жалея, что покинули свой дом но почему-товсе равно сошлись в оном месте и решили, что потекут так дальше одной рекою: вместе ведь веселее!!! Бежитрека, песню распевает, вдруг слышит: кто-то справа от  нее плачет. «Не плачь! – говорит река, - Лучше расскажи, кто ты и откуда идешь?» «Я – река! Я бегу вон с тех высоких гор! А ты кто?»
- Я тоже река!
- Такая большая?
- Да! А чего же ты плачешь?
- А я не знаю, куда же мне плыть дальше… Мне страшно… 
- А побежали со мной! Вместе будет веселее!
- А куда ты бежишь?
 - Я хочу сбегатьвон туда вниз, мне что-то подсказывает, что там так хорошо…
- Ура! Я согласна!
И маленькая речушка (правый приток) весело влилась в большую реку и понеслась одна главная река еще быстрее прежнего. Вдруг слышит река  с левой стороны крик:
- И я  хочу с тобой, речка! Возьми и меня тоже! Мне грустно все время озером стоять на одном месте, а тут столько дней дожди шли, столько воды новой в озере стало, вот я и решила потихонечку путь проложить куда-нибудь, куда легче идти.
Послушала река малегнькую речушку и, конечно же, согласилась. Так  у нее появился левый приток. И побежала большая река дальше. Путь ее был нелегким: на пути встречались разные камни, ветки – все это она подбирала и несла с собой, иногда даже приходилось прыгать ей вниз водопадом, но ничего она не боялась, все ей было ни по чем! А когда преград на пути было очень мало, река разливалась, как можно шире во все стороны, и плавно текла вниз, где, как она думала, ждет ее что-то необыкновенное!
Долго текла река, еще ни одну речушку с собой прихватила, и вдруг видит кругом бескрайние синие просторы…
- Какая красота! Так вот куда меня все время что-то манило…
 Река ступила на порожек-устье и уверенно поплыла дальше. Ей совсем не было страшно, даже наоборот, она спокойно отдавала морю свою пресную воду и все, что с большим трудом копила по пути, весело смешивалась с  соленой морской водой и была безумно рада тому, что теперь ей можно гулять где угодно: ничто не будет стеснять ее движений, ведь здесь - простор, кругом простор! Это мой второй дом!!!
        Вот пришла очередь разобраться, чем отличается вода в океанах и морях от речной и озерной воды. Выяснили, что морская вода - всегда соленая, речная - всегда пресная, а вот в озере вода бывает пресная (в большинстве случаев) и соленая (Мертвое море - самое соленое озеро и водоем в мире).
В кратце объяснила, почему морская вода соленая и откуда там столько соли взялось. Проделывали опыт с выпариванием воды (это высохло наше соленое озеро). Убедились, что если вода испарится, то соль все равно остается.

Так познакомились со способом добычи морской соли (естеств. путем и выпариванием).

 Коль речь зашла о соли, пришлось рассказать (точнее напомнить) еще о способе добычи кам. соли в шахтах.
 Вспомнили, как легко в морской воде плавать. Проделали всем известный опыт с яйцом

  Дальше речь пошла о воде, которую мы пьем. т.е. что морская вода - соленая - не пригодна для питья, а только пресная, НО только та, которая проходит обработку. И на меня обрушился град вопросов по поводу питьевой воды. Самый понравившийся из вопросов: "А почему собаки из лужи пьют воду и им ничего не делается?))))"
 Решила еще "за компанию" повторить свойства воды.
Вода - удивительное вещество. Только вода может существовать в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (все посмотрели наглядно)
Заодно рассмотрели вопрос: почему лед не тонет? (вода при замерзании расширяется (становится льдом) и становится легче воды, а лед, как мы знаем не тонет).Это очень важно, т.к. если б лед не плавал, то падал бы на дно морей и океанов, и они промерзли бы насквозь.
Вспомнили про айсберги (мы уже говорили о них, в теме "Горы", когда речь шла о ледниках (о том, как образуются айсберги), но теперь решили рассмотреть более подробно), как они плавают в воде и не тонут. Пускали в плаванье свой айсберг (из морозилки)), наблюдали за тем, что большая его часть находится под водой. Смотрели, что таят они очень медленно. Поговорили о размерах айсбергов. Некоторые из них такие огромные, что представляют собой целый остров (Ледяной остров Флетчера). На айсбергах можно увидеть даже белых медведей, на них устанавливают даже научные станции.
Смотрели, как  айсберг переворачивается.  Сеньке  понравилось. Обсудили вопрос, почему опасен айсберг? (в 100 эксп он тоже есть)
Сенька наблюдает за айсбергом (что-то только айсберг на фото почти не виден))

Вода обладает таким свойством, как текучесть. Это мы уже давно знаем, но решила все-таки все вместе повторить. Взяла неглубокий прямоугольный контейнер и налила воды  - в замкнутом углублении на ровном месте  вода стоит на месте, она никуда не течет (лужа, пруд, озеро), но стоит только наклонить контейнер, как вода сразу куда-нибудь потечет и чем больше наклон, тем быстрее будет стекать вода (как река, например).
Еще известное нам свойство: вода бесцветная  и прозрачная (если речь идет о воде в небольших объемах), поэтому мы видим камушки на дне лужи,  неглубокой речки, ручья; и даже на мелководье в море мы видим все, что есть на дне.
Опыт (тоже всем известный): берем стакан воды и стакан молока, бросаем туда что-нибудь и делаем вывод, что предмет мы можем видеть только тот, который в воде, т.к. она прозрачна, а в молоке предмета не видно.
 Как нельзя кстати к данной теме подошел комплект Умницы Мир на ладошке. 100 экспериментов: Почему мы видим дно?

Вода бесцветна:  когда мы вдруг случайно заденем чашку с водой и обольемся, то воду можно просто полотенцем или тряпочкой вытереть, а если ее мало, то она высохнет сама, и никаких следов и пятен не останется, чего нельзя сказать о соке, например.
Бесцветной водой можно рисовать: на асфальте или на сухом песочке (в крышке пластик.
бутылки сделать небольшое отверстие и, нажимая на бутылку, выводить струей воды рисунки).
Вода без вкуса и запаха: она приобретает запах и вкус того вещества, которое в нее добавляют.
100 эксп: Чем пахнет вода?
Вода - отличный растворитель, в ней растворяются практически все вещества.
Соль, сахар, компот, краски.
 Кроме того, вещи свои мы стираем тоже в воде. Многие пятна способны отстираться в воде, а в наше время с помощью всяких хим. добавок (порошки, мыло и т.д) можно практически все отстирать))
      На все предметы в воде действует выталкивающая сила. Иногда этой силы не хватает, чтоб вытолкнуть предмет (он очень тяжелый) на поверхность воды, и тогда он тонет.  Это уже давно наше любимое занятие - проверять, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности воды, а какие наполовину (если бутылку от шамп. заполнить водой, то она утонет, а если немного из нее вылить, то она будет наполовину опускаться, а если вылить воду вообще, то она будет плавать на верху и чем глубже потом эту бутылку пустую опускать, тем быстрей она будет стремиться на поверхность воды).
Из 100 эксп. взяли опыт " Почему всплывает подводная лодка?"

Единственное, что хочу сказать: виногдад нужно приготовить разный, а то не всякий может всплывать, у нас только с 3-й покупки винограда получился опыт.
Выталк. сила соленой воды больше, чем у простой, поэтому в сол.воде легче плавать. Проделали всем известный опыт с яйцом

100 эксп.: Почему в соленой воде легче плавать?
Вода, как и всякая другая жидкость, принимает форму сосуда, в который ее наливают.
100 эксп: Какая у воды форма?
Еще из набора рассмотрели опыты, связанные с водой:
Может ли металл плавать?
Почему бревно не тонет?
Почему плавает мандарин?

А почищенный мандарин тонет)

Короче, бросали в воду все, что можно было и наблюдали))
В общем, из набора мы проделали во время прохождения темы еще вот такие опыты:
Еще 100 эксп:
Почему журчит ручей?Как поднять воду?какой снег тает быстрее?
Почему вода охлаждает?Где воды больше?Почему идет дождь?Почему по воде идут круги?
Почему исчезают лужи?Как получаются облака?

Вот такая волшебная вода! Вода нужна всем: и людям, и животным, и птицам, и даже растениям. По воде можно путешествовать. Именно в воде (как говорят ученые) и появилась жизнь. Но это уже совсем другая история... :-)

Скачать карточки и др. материалы можно тут: https://yadi.sk/d/5yHmLwvT3q-oY
По данной теме мы смотрели еще презентации: Даниловой и одну я где-то скачала, но не помню где (в файлик я закинула), последняя Сеньке очень понравилась.
Еще смотрели мультфилм про ручеек:
http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/1179-begi-rucheek.html
Читали сказки:
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/53976?/rus/content/view/full/53976&main
http://eliseyka.ru/?p=379
Читали книги:


Самые любимые:

Занимались с вышеупомянутым комплектом "Умницы":


6 комментариев:

Оставляя комментарий, вы тем самым подтверждаете, что даете согласие на обработку своих персональный данных. См. Политика конфиденциальности