четверг, 9 февраля 2017 г.

Горные леса (ТЗ)



Поскольку с дождевыми лесами планеты
- Африки, 
- Южной Америки, 
- Азии, Индонезии и Новой Гвинеи
и особенно с их животным миром мы познакомились, другие природные зоны Африки (пустыни и саванны) и Южной Америки (саванны, пустыни и степи) тоже рассмотрели, то решили теперь подробно «пройтись» по нашему материку – Евразии.
Евразия – величайший материк на земле, который образуют две части света – Европа и Азия.
Евразия — континент сильнейших контрастов. Это единственный материк, где представлены все климатические пояса: от арктического до экваториального. Рельеф Евразии тоже сложен. Поскольку на этом материке много горных цепей, а Гималаи  - высочайшая горная система Земли – находятся как раз рядом с джунглями Азии (последней нашей темой), то мы решили идти по порядку)))

О том, что такое гора, какие бывают горы и как они образуются мы когда-то с Сенечкой уже говорили (можно посмотреть здесь: рельеф земной поверхности), сейчас же нас интересуют леса нашей планеты, и мне очень захотелось выделить в отдельную группу горные леса (хотя их можно отнести к типу «хвойные леса») и познакомить сына с природой такого леса и его обитателями, а в особенности большее внимание уделить обитателям горных лесов Гималаев.
Горные леса — это леса, которые растут в пределах отдельных горных массивов или целых горных систем. Только представьте всю важность горных лесов: они и являются регулятором водного баланса, и закрепляют склоны гор, предотвращая этим селевые потоки (внезапно начинающиеся потоки, которые несут большое количество рыхлого грунта, камней, песка, обломков деревьев), и уменьшают интенсивность ливней, и обладают такими свойствами как санитарно-гигиенические, оздоровительные, ландшафтообразующие, эстетические и климатообразующие.

Горы — местность зачастую недоступная для человека, однако это не означает, что горы недоступны для различных видов животных и растений. Природа гор значительно отличается от равнинной природы по тем причинам, что на высоте воздух более разрежен, а вода менее доступна. Характер растительности меняется с высотой, т.к. меняются климатические условия. По типу растительности можно выделить несколько поясов:

На самом высоком  верхнем поясе вечных снегов (по-научному этот пояс называется нивальным) снег может сохраняться круглый год. В этом царстве голых камней и снега могут существовать лишь лишайники  и немногие виды растений, приспособившиеся к самым суровым условиям существования - жестоким холодам, колючим ветрам и яркому свету. Выше всех, в горы забираются лишь невысокие растения,  потому что больше вырасти им не дают вышеперечисленные суровые условия, зато корневая система  у них развита очень хорошо - она и помогает устоять перед сильными ветрами, достать необходимую воду.💧

Чуть ниже в альпийском поясе условия напоминают арктическую тундру. Это зона альпийских лугов, где растут низкорослые травянистые растения и невысокие кустарнички, такие как черника.

В субальпийском поясе уже больше встречается хвойных деревьев (пихта, лиственница), однако и здесь условия довольно-таки суровые для деревьев. Среднегодовая температура ближе к альпийскому поясу здесь не превышает 5 градусов.

А вот у горного лесного пояса уже подходящие условия для существования смешанного леса, который и преобладает в этом поясе. Его образуют как лиственные породы деревьев (бук, береза), так и хвойные.

Ну, и в предгорном поясе, конечно же, самые хорошие условия не только для хвойных деревьев, но и для  лиственных пород, где чаще, чем в лесном поясе, можно встретить бук, дуб, клен, липа), но и для людей, которые занимаются интенсивно сельским хозяйством.

Горные животные обитают в основном в лесной зоне гор, выше забираются лишь редкие. Некоторые, например, олени поднимаются высоко в горы, а на зиму снова опускаются под защиту леса. Животные очень хорошо приспособились к жизни в таких условиях!
Горные животные вынуждены иметь плотную шкуру и сильные конечности — это нужно для того, чтобы переносить опускающуюся с высотой температуру, взбираться ввысь и комфортно себя чувствовать на твердых поверхностях.

Копытные, кошачьи, различные пресмыкающиеся и насекомые — вот кого чаще всего можно встретить в горах. Обитатели гор неприхотливы и выносливы. Снежные бараны и горные козлы могут питаться лишайниками и сухой травой, благодаря чему они выживают в суровых горах. Азиатские ирбисы и обитающие в горных местностях Америки пумы могут без труда перемещаться по скалистым местностям и жить уединенно. Также в горных местностях комфортно себя чувствуют самые разнообразные ящерицы. Беркуты, горные орлы замечают свою добычу издалека — причем сильные потоки воздуха на высоте гор не создают им препятствий. Большинство птиц прилетают сюда на лето, а постоянными жителями являются крупные птицы.
Что касается Гималайских гор, то на северной их стороне (на южной ведь джунгли) встречаются гималайские медведи🐻, мускусные кабарги и различные виды антилоп, дикие лошади, дикие козы, дикие бараны, яки, горные козлы. Распространены грызуны. Можно также повстречать гималайского волка🐺 и снежного барса.

О многих из них можно почитать интересные факты в карточках «Животный мир Евразии».
Мы же еще читали о животных в энциклопедиях и в нашей самодельной книге:
Арсюша сказал, что без макета неинтересно и надо срочно горы создавать, так что это полностью его самостоятельный макет:
Животных сейчас выбираем из имеющихся запасов, т.к. лепить совсем нет времени.

Итак, мы "двигаемся" дальше по Евразии и изучаем ее природные зоны и пока еще знакомимся с лесами этого материка. Леса умеренной зоны мы рассмотрели, с горными лесами сегодня познакомились, на очереди  - тайга! Это и будет следующей темой занятий!🙌

4 комментария:

  1. Замечательный макет получился! У нас рядом горы, так что мы изучаем их, так сказать, в натуре :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, как вам хорошо! Прямо пример перед глазами!

      Удалить
  2. Спасибо очередной раз за доступное объяснение! Идем по вашим стопам. Очень интересно и понятно изучать природные зоны планеты с Вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, что наши занятия полезны еще кому-то! Мне кажется, если бы так были построены занятия по географии, то дети усваивали бы гораздо больше! И уроки были бы гораздо интереснее!

      Удалить

Оставляя комментарий, вы тем самым подтверждаете, что даете согласие на обработку своих персональный данных. См. Политика конфиденциальности