Продолжаю рассказывать про наши занятия из курса "О том, что было давным-давно..." Академии "Умница". На этот раз речь пойдет о Древнем Египте!
Да простят меня создатели сценариев по теме "история Древнего Египта", но мне они показались такими занудными и неинтересными... Во-первых, хочется отметить жирный минус всего курса:переход от одной эпохи к другой отсутствует (ни вступления интересного в тему, ни завершения!). Я понимаю, что каждая мама может выбрать любую тему (а не брать по порядку) и обыгрывать эпоху, которая им на данный момент ближе к сердцу, но как-то хочется "плавно войти в тему", а не "столько-то" столетий назад появилась у реки Нил древняя цивилизация... Мне потребовалось чуть ли ни 2 часа объяснять, с чего все началось у этой славной реки и как люди перешли к землевладению, и как появился фараон...
Во-вторых, закончились все сценарии по ДЕ и мы так и не поняли, что с египтянами-то потом случилось... Такое чувство, что эта цивилизация так и жила мирно и счастливо... Может, потом где-то об этом речь идет (я не читала сценарии по всем остальным эпохам)? Но завершения темы мы опять не почувствовали и мне пришлось рассказывать самой о разных войнах, об упадке этой цивилизации и поднятии, об Александре Македонском и арабских завоевателях и т.д. Кратко рассказала, но сыну стало понятно, что Египет не всегда процветал, а очень часто и страдал от различных нашествий, и что за время существования ДЕ там множество фараонов сменило друг друга, а в конечном итоге сейчас страной правит президент, как и у нас)).
Что касается сценариев именно по ДЕ, то создалось впечатление, что задания взяты из пособий "Пешком в историю"
т.к. мы еще пользовались и ими для углубления в тему, то показалось странным, когда одно и то же делали дважды. Может, это слишком смелое заявление с моей стороны и я не права, но уж больно все похоже...
Итак, мы "познакомились" с каменным веком и в памяти прочно осел образ древнего человека с палкой или дубиной в руках, которые затем сменились копьем. В каменном веке люди уже многому научились, к тому же, племена людей расселялись по всей территории нашей планеты и вели уже оседлый образ жизни (в большинстве своем), ведь они уже занимались растениеводством и животноводством и поэтому необязательно было кочевать с места на место в поисках еды. Но чтобы вырастить растения, что для этого надо? (я стараюсь почаще задавать Сене вопросы, чтобы он сам смог прийти к какому-то выводу - отсюда и крепче все усвоится). Почва, солнце и вода! Вот поэтому люди и выбирали себе места у рек, т.к. вода нужна всему живому. А у реки Нил были вообще прекрасные условия для жизни, и люди очень скоро это поняли: там всегда тепло, а после разлива Нила почва становилась плодородной, к тому же там еще можно было и рыболовством заниматься! (К слову, о разливе мы долго разговаривали и даже обыгрывали с помощью ткани-реки)
Река Нил
Нил во время разлива:
Людей становилось все больше и больше, родовые общины распадались на семьи, каждая семья стала жить в своем доме, огораживаться заборами (для полного представления я даже поле с домиками сообразла, где каждой семье надо отделиться забором) и возделывать свой клочок земли. Стали появляться "богатые" и "бедные", возникли землевладельцы. Так появилась древняя страна под названием Египет (черная земля), где людьми стал править один человек - фараон.
Мы с Сенькой так погрузились в тему землевладения))))... Выдала сыну поле (поле одной родовой общины, в которой 6 семей). Попросила разделить поле на 6 равных частей (каждой семье по 1 наделу). Выдала счетные палочки - члены семьи, - которые надо теперь на участки разложить (в 1-й семье 8 человек, в 2-й - 12, в 3-й - 3, в 4-й - 4, в 5-й - 16). Обсудили, что в каждой семье могли быть старики и малыши, т.е. нетрудоспособные члены семьи, поэтому мужчинам приходилось много работать на такую большую семью и урожая не всегда хватало; у других мало человек в семье и все хорошо трудились на земле - отсюда богатый урожай. Иногда у кого-то мог урожай не уродить. Тогда эти люди брали в долг с процентами (к примеру, зерно), а когда не могли отдать, то продавали свою землю и становились ремесленниками (либо рабами). А другие за счет этого становились богаче
В общем, подробности описывать не буду, играли мы много и долго. К первому сценарию ЛЛС Академии придумалась игра-ходилка "Города Древнего Египта" для лучшего их запоминания, а то просто кораблик прокатить по карте и зачитать названия неэффективно!
Создали свой макет Древнего Египта
обозначили столицы, поговорили о Верхнем и Нижнем Египте и их объединении, в результате которого фараон стал носить двойную корону:
О фараоне тоже много говорили, много читали и старались обыграть интересные на мой взгляд моменты.
(Сандалии и бороду сделал, так надо и примерить!)
Очень пригодилась книга "Фараон"
Кстати, еще одна книга, которая мне очень понравилась:
Там не только много полезной информации, но и куча разных творческих заданий. Дети могут эти поделки вполне смастерить сами.
И раз уж речь про книги зашла, то еще одна хорошая творческая)):
Разобрались с социальной лестницей и поиграли в игру "Кто чем занимался?" - я кладу карточку со словами "фараон", "писец" и т.д , а Сеня выбирал каждому подходящее занятие.
Для знакомства с атрибутами каждого представителя различных сословий на скорую руку состряпала игру:
Знакомились с основными занятиями древних египтян, одеждой, искусством
Поговорили о торговле (на карте вдоволь нарисовались - выискивали торговые связи с соседними странами), о религии. Конечно, зацепила загробная жизнь и мумии.
Два раза даже делали! Одну со всеми почестями: в саркофаг поместили
А затем захоронили в пирамиде (картонной)
Про пирамиды тоже говорили много, делали их из всего, чего можно.
Никак не можем до сих пор понять, как по Нилу из Асуана в Гизу такие плиты на строительство возили и таскали...
Даже по карте расстояние внушительным казалось...
Ну и еще интересной показалась письменность. Создали свой папирус:
Для повторения пригодилось лото , и так же, как по завершении темы "Каменный век" поиграли в журналиста (это я), который брал интервью у ученого (которым был Сеня). Прощаться с Египтом совсем не хотелось, поэтому мы продолжили путешествие в современный Египет, для чего и создала я продолжение "Большого путешествия" - Египет, праввда, мы большое внимание уделяли географическому положению страны и животному миру.
Все дополнительные материалы к занятию "Древний Египет" можно скачать, нажав на кнопочку:
Да простят меня создатели сценариев по теме "история Древнего Египта", но мне они показались такими занудными и неинтересными... Во-первых, хочется отметить жирный минус всего курса:переход от одной эпохи к другой отсутствует (ни вступления интересного в тему, ни завершения!). Я понимаю, что каждая мама может выбрать любую тему (а не брать по порядку) и обыгрывать эпоху, которая им на данный момент ближе к сердцу, но как-то хочется "плавно войти в тему", а не "столько-то" столетий назад появилась у реки Нил древняя цивилизация... Мне потребовалось чуть ли ни 2 часа объяснять, с чего все началось у этой славной реки и как люди перешли к землевладению, и как появился фараон...
Во-вторых, закончились все сценарии по ДЕ и мы так и не поняли, что с египтянами-то потом случилось... Такое чувство, что эта цивилизация так и жила мирно и счастливо... Может, потом где-то об этом речь идет (я не читала сценарии по всем остальным эпохам)? Но завершения темы мы опять не почувствовали и мне пришлось рассказывать самой о разных войнах, об упадке этой цивилизации и поднятии, об Александре Македонском и арабских завоевателях и т.д. Кратко рассказала, но сыну стало понятно, что Египет не всегда процветал, а очень часто и страдал от различных нашествий, и что за время существования ДЕ там множество фараонов сменило друг друга, а в конечном итоге сейчас страной правит президент, как и у нас)).
Что касается сценариев именно по ДЕ, то создалось впечатление, что задания взяты из пособий "Пешком в историю"
т.к. мы еще пользовались и ими для углубления в тему, то показалось странным, когда одно и то же делали дважды. Может, это слишком смелое заявление с моей стороны и я не права, но уж больно все похоже...
Итак, мы "познакомились" с каменным веком и в памяти прочно осел образ древнего человека с палкой или дубиной в руках, которые затем сменились копьем. В каменном веке люди уже многому научились, к тому же, племена людей расселялись по всей территории нашей планеты и вели уже оседлый образ жизни (в большинстве своем), ведь они уже занимались растениеводством и животноводством и поэтому необязательно было кочевать с места на место в поисках еды. Но чтобы вырастить растения, что для этого надо? (я стараюсь почаще задавать Сене вопросы, чтобы он сам смог прийти к какому-то выводу - отсюда и крепче все усвоится). Почва, солнце и вода! Вот поэтому люди и выбирали себе места у рек, т.к. вода нужна всему живому. А у реки Нил были вообще прекрасные условия для жизни, и люди очень скоро это поняли: там всегда тепло, а после разлива Нила почва становилась плодородной, к тому же там еще можно было и рыболовством заниматься! (К слову, о разливе мы долго разговаривали и даже обыгрывали с помощью ткани-реки)
Река Нил
Нил во время разлива:
Людей становилось все больше и больше, родовые общины распадались на семьи, каждая семья стала жить в своем доме, огораживаться заборами (для полного представления я даже поле с домиками сообразла, где каждой семье надо отделиться забором) и возделывать свой клочок земли. Стали появляться "богатые" и "бедные", возникли землевладельцы. Так появилась древняя страна под названием Египет (черная земля), где людьми стал править один человек - фараон.
Мы с Сенькой так погрузились в тему землевладения))))... Выдала сыну поле (поле одной родовой общины, в которой 6 семей). Попросила разделить поле на 6 равных частей (каждой семье по 1 наделу). Выдала счетные палочки - члены семьи, - которые надо теперь на участки разложить (в 1-й семье 8 человек, в 2-й - 12, в 3-й - 3, в 4-й - 4, в 5-й - 16). Обсудили, что в каждой семье могли быть старики и малыши, т.е. нетрудоспособные члены семьи, поэтому мужчинам приходилось много работать на такую большую семью и урожая не всегда хватало; у других мало человек в семье и все хорошо трудились на земле - отсюда богатый урожай. Иногда у кого-то мог урожай не уродить. Тогда эти люди брали в долг с процентами (к примеру, зерно), а когда не могли отдать, то продавали свою землю и становились ремесленниками (либо рабами). А другие за счет этого становились богаче
В общем, подробности описывать не буду, играли мы много и долго. К первому сценарию ЛЛС Академии придумалась игра-ходилка "Города Древнего Египта" для лучшего их запоминания, а то просто кораблик прокатить по карте и зачитать названия неэффективно!
Создали свой макет Древнего Египта
обозначили столицы, поговорили о Верхнем и Нижнем Египте и их объединении, в результате которого фараон стал носить двойную корону:
(Сандалии и бороду сделал, так надо и примерить!)
Очень пригодилась книга "Фараон"
Кстати, еще одна книга, которая мне очень понравилась:
Там не только много полезной информации, но и куча разных творческих заданий. Дети могут эти поделки вполне смастерить сами.
И раз уж речь про книги зашла, то еще одна хорошая творческая)):
Разобрались с социальной лестницей и поиграли в игру "Кто чем занимался?" - я кладу карточку со словами "фараон", "писец" и т.д , а Сеня выбирал каждому подходящее занятие.
Для знакомства с атрибутами каждого представителя различных сословий на скорую руку состряпала игру:
Знакомились с основными занятиями древних египтян, одеждой, искусством
Поговорили о торговле (на карте вдоволь нарисовались - выискивали торговые связи с соседними странами), о религии. Конечно, зацепила загробная жизнь и мумии.
Два раза даже делали! Одну со всеми почестями: в саркофаг поместили
А затем захоронили в пирамиде (картонной)
Про пирамиды тоже говорили много, делали их из всего, чего можно.
Никак не можем до сих пор понять, как по Нилу из Асуана в Гизу такие плиты на строительство возили и таскали...
Даже по карте расстояние внушительным казалось...
Ну и еще интересной показалась письменность. Создали свой папирус:
Для повторения пригодилось лото , и так же, как по завершении темы "Каменный век" поиграли в журналиста (это я), который брал интервью у ученого (которым был Сеня). Прощаться с Египтом совсем не хотелось, поэтому мы продолжили путешествие в современный Египет, для чего и создала я продолжение "Большого путешествия" - Египет, праввда, мы большое внимание уделяли географическому положению страны и животному миру.
Все дополнительные материалы к занятию "Древний Египет" можно скачать, нажав на кнопочку:
Дорогая Люба!
ОтветитьУдалитьСпасибо за такое погружение в Египет.
Мы с Лёкой за завтраком с удовольствием читали твой рассказ как книгу!
Игры твои - как всегда - ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ.
Зачем тебе другие пособия, если ты сама уже можешь такие тематические вещи писать!
Спасибо, Мариш!
УдалитьЯ так и думаю, что больше покупать не стоит...
Люба, очень интересные занятия. Комплект действительно шикарный, жаль только что тяжелый для пересылки.
ОтветитьУдалитьФараон из Сени получился отменный. На мой взгляд при интересе детей к вопросу жизни и смерти, мумия должна быть фаворитом в занятиях. Каковы твои наблюдения по этому поводу? А из чего вы создали папирус? Ведь у папируса очень специфические характеристики, по нему можно отдельное занятие проводить ;-)
Викуль, спасибо! Думаю, что и без комплекта ты провела бы с Александром отличные занятия! Можно прикупить книги издательства "Пешком в историю" + немного фантазии + вспомнить самой кое-что из истории и - готово!
УдалитьО да, как только речь зашла о загробной жизни, то столько вопросов посыпалось. Хотя, мне кажется, что и не все еще понятно было (да и мне самой многое из этого непонятно))) И конечно же, мумия была фаворитом, ты права!
Я предпочла долго на папирусе не задерживаться))) - не размачивать ничего и не сушить, да под пресс не класть))) Просто ограничились заготовкой от комплекта Умницы: разрезали лист на тонкие полоски (типа стебель папируса) и потом переплетали + клей.
Люба, с удовольствием почитала)) Как вседа интересно, с разливом Нила идея клас)), костюм супер, и за карточки спасибо:)
ОтветитьУдалитьРада, что понравилось, Наташ!
УдалитьСУПЕР! Я в восхищении! Как раз играем в Африку, потом планировала в Египет, историю изучить немного. Очень полезно и познавательно! Спасибо! Вера.
ОтветитьУдалить