вторник, 25 августа 2015 г.

Древний Египет и Академия "Умницы"

Продолжаю рассказывать про наши занятия из курса "О том, что было давным-давно..." Академии "Умница". На этот раз речь пойдет о Древнем Египте!


Да простят меня создатели сценариев по теме "история Древнего Египта", но мне они показались такими занудными и неинтересными... Во-первых, хочется отметить жирный минус всего курса:переход от одной эпохи к другой отсутствует (ни вступления интересного в тему, ни завершения!). Я понимаю, что каждая мама может выбрать любую тему (а не брать по порядку) и обыгрывать эпоху, которая им на данный момент ближе к сердцу, но как-то хочется "плавно войти в тему", а не "столько-то" столетий назад появилась у реки Нил древняя цивилизация... Мне потребовалось чуть ли ни 2 часа объяснять, с чего все началось у этой славной реки  и как люди перешли к землевладению, и как появился фараон...
Во-вторых, закончились все сценарии по ДЕ и мы так и не поняли, что с египтянами-то потом случилось... Такое чувство, что эта цивилизация так и жила мирно и счастливо... Может, потом где-то об этом речь идет (я не читала сценарии по всем остальным эпохам)? Но завершения темы мы опять не почувствовали и мне пришлось  рассказывать самой о разных войнах, об упадке этой цивилизации и поднятии, об Александре Македонском и арабских завоевателях и т.д. Кратко рассказала, но сыну стало понятно, что Египет не всегда процветал, а очень часто и страдал от различных нашествий, и что за время существования ДЕ там  множество фараонов сменило друг друга, а в конечном итоге сейчас страной правит президент, как и у нас)).
Что касается сценариев именно по ДЕ, то создалось впечатление, что задания взяты из пособий "Пешком в историю"

 т.к. мы еще пользовались и ими для углубления в тему, то  показалось странным, когда одно и то же делали дважды. Может, это слишком смелое заявление с моей стороны и я не права, но уж больно все похоже...

Итак, мы "познакомились" с каменным веком и в памяти прочно осел образ древнего человека с палкой или дубиной в руках, которые затем сменились копьем. В каменном веке люди уже многому научились, к тому же,  племена людей расселялись по всей территории нашей планеты и вели уже оседлый образ жизни (в большинстве своем), ведь они уже занимались растениеводством и животноводством и поэтому необязательно было кочевать с места на место в поисках еды. Но чтобы вырастить растения, что для этого надо? (я стараюсь почаще задавать Сене вопросы, чтобы он сам смог прийти к какому-то выводу - отсюда и крепче все усвоится). Почва, солнце и вода! Вот поэтому люди и выбирали себе места у рек, т.к. вода нужна всему живому. А у реки Нил были вообще прекрасные условия для жизни, и люди очень скоро это поняли: там всегда тепло, а после разлива Нила почва становилась плодородной, к тому же там еще можно было и рыболовством заниматься! (К слову, о разливе мы долго разговаривали и даже обыгрывали с помощью ткани-реки)
Река Нил
Нил во время разлива:


Людей становилось все больше и больше, родовые общины распадались на семьи, каждая семья стала жить в своем доме, огораживаться заборами (для полного представления я даже поле с домиками сообразла, где каждой семье надо отделиться забором) и возделывать свой клочок земли. Стали появляться "богатые" и "бедные", возникли землевладельцы. Так появилась древняя страна под названием Египет (черная земля), где людьми стал править один человек - фараон.



Мы с Сенькой так погрузились в тему землевладения))))... Выдала сыну поле (поле одной родовой общины, в которой 6 семей). Попросила разделить поле на 6 равных частей (каждой семье по 1 наделу). Выдала счетные палочки - члены семьи, - которые надо теперь на участки разложить (в 1-й семье 8 человек, в 2-й - 12, в 3-й - 3, в 4-й - 4, в 5-й - 16). Обсудили, что в каждой семье могли быть старики и малыши, т.е. нетрудоспособные члены семьи, поэтому мужчинам приходилось много работать на такую большую семью и урожая не всегда хватало; у других мало человек в семье и все хорошо трудились на земле - отсюда богатый урожай. Иногда у кого-то мог урожай не уродить. Тогда эти люди брали в долг с процентами (к примеру, зерно), а когда не могли отдать, то продавали свою землю и становились ремесленниками (либо рабами). А другие за счет этого становились богаче

В общем, подробности описывать не буду, играли мы много и долго. К первому  сценарию ЛЛС Академии придумалась игра-ходилка "Города Древнего Египта"  для лучшего их запоминания, а то просто кораблик прокатить по карте и зачитать названия неэффективно!

Создали свой макет Древнего Египта

 обозначили столицы, поговорили о Верхнем и Нижнем Египте и их объединении, в результате которого фараон стал носить двойную корону:
О фараоне тоже много говорили, много читали и старались обыграть интересные на мой взгляд моменты.
(Сандалии и бороду сделал, так надо и примерить!)
Очень пригодилась книга "Фараон"
Кстати, еще одна книга, которая мне очень понравилась:
 Там не только много полезной информации, но и куча разных творческих заданий. Дети могут эти поделки вполне смастерить сами.

И раз уж речь про книги зашла, то еще одна хорошая творческая)):

Разобрались с социальной лестницей и поиграли в игру "Кто чем занимался?" - я кладу карточку со словами "фараон", "писец" и т.д , а Сеня выбирал каждому подходящее занятие.
Для знакомства с атрибутами каждого представителя различных сословий на скорую руку состряпала игру:
Знакомились с основными занятиями древних египтян, одеждой, искусством


Поговорили о торговле (на карте вдоволь нарисовались - выискивали торговые связи с соседними странами), о религии. Конечно, зацепила загробная жизнь и мумии.

Два раза даже делали! Одну со всеми почестями: в саркофаг поместили
А затем захоронили в пирамиде (картонной)
Про пирамиды тоже говорили много, делали их из всего, чего можно.

Никак не можем до сих пор понять, как по Нилу из Асуана в Гизу такие плиты на строительство возили и таскали...
Даже по карте расстояние внушительным казалось...
Ну и еще интересной показалась письменность. Создали свой папирус:
Для повторения пригодилось лото , и так же, как по завершении темы "Каменный век" поиграли в журналиста (это я), который брал интервью у ученого (которым был Сеня). Прощаться с Египтом совсем не хотелось, поэтому мы продолжили путешествие в современный Египет, для чего и создала я продолжение "Большого путешествия" - Египет, праввда, мы большое внимание уделяли географическому положению страны и животному миру.
Все дополнительные материалы к занятию "Древний Египет" можно скачать, нажав на кнопочку:


7 комментариев:

  1. Дорогая Люба!
    Спасибо за такое погружение в Египет.
    Мы с Лёкой за завтраком с удовольствием читали твой рассказ как книгу!
    Игры твои - как всегда - ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ.

    Зачем тебе другие пособия, если ты сама уже можешь такие тематические вещи писать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мариш!
      Я так и думаю, что больше покупать не стоит...

      Удалить
  2. Люба, очень интересные занятия. Комплект действительно шикарный, жаль только что тяжелый для пересылки.
    Фараон из Сени получился отменный. На мой взгляд при интересе детей к вопросу жизни и смерти, мумия должна быть фаворитом в занятиях. Каковы твои наблюдения по этому поводу? А из чего вы создали папирус? Ведь у папируса очень специфические характеристики, по нему можно отдельное занятие проводить ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Викуль, спасибо! Думаю, что и без комплекта ты провела бы с Александром отличные занятия! Можно прикупить книги издательства "Пешком в историю" + немного фантазии + вспомнить самой кое-что из истории и - готово!
      О да, как только речь зашла о загробной жизни, то столько вопросов посыпалось. Хотя, мне кажется, что и не все еще понятно было (да и мне самой многое из этого непонятно))) И конечно же, мумия была фаворитом, ты права!
      Я предпочла долго на папирусе не задерживаться))) - не размачивать ничего и не сушить, да под пресс не класть))) Просто ограничились заготовкой от комплекта Умницы: разрезали лист на тонкие полоски (типа стебель папируса) и потом переплетали + клей.

      Удалить
  3. Люба, с удовольствием почитала)) Как вседа интересно, с разливом Нила идея клас)), костюм супер, и за карточки спасибо:)

    ОтветитьУдалить
  4. СУПЕР! Я в восхищении! Как раз играем в Африку, потом планировала в Египет, историю изучить немного. Очень полезно и познавательно! Спасибо! Вера.

    ОтветитьУдалить

Оставляя комментарий, вы тем самым подтверждаете, что даете согласие на обработку своих персональный данных. См. Политика конфиденциальности