суббота, 6 декабря 2014 г.

Космос (тематическое занятие)

Кажется, с этой темы начались наши грандиозные тематические занятия. Почему грандиозные? Да потому, что это и последующие занятия мы старались разобрать максимально подробно, а по их завершению успевали сделать много творческих поделок а еще это было одним из первых задуманных мною систематических занятий (люблю систему, люблю последовательность, вот и захотелось занятия выстроить логично!)

Начинали мы с теории о Большом взрыве (рассказываю я всегда, конечно же, простыми словами) и воспользовались идеей Анжелы с моего любимого Клуба компании "Умница" (большой взрыв происходил с помощью надутого пакета, в который были помещены макароны; пакет лопали рукой), к которой добавила еще и свою идею)), т.е. после "взрыва пакета с макаронами" ( у меня там еще были и маленькие  пластилиновые шарики, я показывала, как эти шарики (это типа частицы) вращались, к этому рассказу я подключила вот такую штуку



Это типа газопылевое облако и частицы)) Держу за палочку и вращаю по кругу, "частицы" ударяются и образуют новые тела - ЗВЕЗДЫ (обычные пластилиновые шарики голубого, бело-голубого, белого, желтого, желто-белого, оранжевого и красного цвета - это, чтоб показать, что звезды бывают разного цвета (это мы не усвоили, как оказалось), а цвет в свою очередь зависит от температуры звезды. Звезды скапливаются в галлактики. Распечатала несколько галлактик для просмотра.
Сделали такой плакат:

Поговорили о звездах, точнее о их жизненном цикле. Показывала я на пластилиновых шариках и на обычных:

Приведен пример желтой и голубой звезд: желтая звезда расширяется, становится красным гигантом,  потом сбрасывает газовые оболочки и становится белым карликом, а голубая - превращается в сверхновую звезду, которая взрывается и превращается либо в нейронную, либо в черную дыру.
В завершение и подведение итогов о жизненном цикле звезд нарисовали рисунок:

Ну, а потом такая мини-сказочка: "И вот однажды 4 с половиной миллиарда лет назад на краю одной из галлактик, которая называлась Млечный путь в результате взрыва одной звезды родилась новая звезда по имени Солнце. Грустно было солнцу одному. Вокруг него только летали какие-то частицы, они сталкивались друг с другом, а Солнце так и продолжало грустить... Но вот однажды оно заметило, что некоторые объединившиеся частицы, которые вращались вокруг него и все время сталкивалсь становились все больше и больше и приобретали интересные формы - формы шара, как у самого Солнца. И цвета у них всех были разные, все по-своему красивые. Они словно странники блуждали в Космосе, желая привлечь внимание Солнца, и поэтому кружились вокруг него по своим дорожкам - орбитам. Как же обрадовалось Солнышко тому, что у него появились друзья! "Назову-ка их странниками или ПЛАНЕТАМИ и буду ими любоваться!" - воскликнула звезда-Солнце. И с тех пор Солнце перестало чувствовать себя одиноким, т.к. знало, что у него есть верные друзья - планеты, которые не переставляли удивлять его своей необычайной красотой.
Думаю, про жизненный цикл звезд сыночек все уяснил, тк ему очень понравилось повторять "взрывы звезд", пока все шарики не извелись))
Эта сказочка (придуманная мной заранее специально, чтобы подвести опять к теме планет) сопровождалась театральным представлением ранее сделанных мной планет:

Ну, и потом прошлись опять по каждой из планет. Что-то вспоминали, что-то новое добавлялось. Сначала я хотела сделать что-нибудь на подобие фильма, где будет показываться каждая планета, которую мы будем видеть из иллюминатора ракеты, но понимая, что на подготовку нужна куча времени, которого у меня нет, я решила сделать все по другому (как всегда...) - попроще))
  Самую маленькую и самую близкую к солнцу планету Меркурий мы сначала лепили из пластилина и делали (тупой стороной карандаша) кратеры.

   Но что-то это не походило на настоящую бомбардировку астероидов, поэтому лепили Мерк-й из соленого теста. В качестве астероида выступали камни)) Одним астер-м управляла я, другим - Сенька. Кратеров получилось много. Когда я спросила, на что похож Меркурий, Сенька сразу угадал, что на Луну, но про луну мы решили поговорить попозже.
  Потом одну сторону Меркурия раскрасили оранжевым (это я показывала, что там день и там очень горячо), а с другой стороны планеты - очень холодно (закрасили ее черным):


              Вторая планета - Венера - самая горячая планета солн. системы. Ее мы тоже делали из соленого теста с кратерами и вулканами (один вулканчик маленький я сделала "действующим"), только тесто слегка подкачало и вскоре мой шар Венера сплюснулся и превратился в полушар)).
         
 
      Пришлось еще придумать, как объяснить ребенку про атмосферу (в принципе мы о ней много говорили, но я не знала, понимает ли он толком, о чем речь). Выглядело это так: насадила свою слепленную Венеру на палочку и сунула в пакет, потом набрала воздуха и зажала, тем самым показывая, что вокруг Венеры есть атмосфера, которая есть и у Земли, а вот у Меркурия ее нет, поэтому на одной половине планеты холодно, а на другой - жарко. На Венере же постоянно жарко, т.к. атмосфера удерживает тепло солнца и сохраняет на планете жару.
Еще обратили внимание на то, что Венера вокруг своей оси вращается не так, как Меркурий, а в обратную сторону (т.е. противоположно ее вращению по орбите вокруг солнца), побегали, покружились; я была Солнцем, а Сенька сначала Меркурием, а потом Венерой. А потом я выбирала,кем он должен быть и он должен был вертеться тов одну сторону, то в другую))))аж до бессилия набегались и навертелись...
            Земля. О ней мы уже столько говорили, поэтому очень быстренько прошлись, в основном повторяя все, что знали. Я сделала вот такой макет (из пластики) и мы разбирали, как устроена Земля (вернее, повторяли), но Сеньке макет очень понравился, он с ним носился и всем показывал.


"Раз кружочек, два кружочк
Три кружочек. Снова круг.
Сколько разных оболочек,
Не Земля, а просто лук..."
Читаем бесконечно Усачева, скоро уже буду рассказывать все его стихи наизусть))
Как и все, мы носились в темноте с фонариком и "Землей" (на мячик "В Европе" наклеила фото Сеньки), определяя, когда у нас день, а когда ночь. Поговорили и о смене времен года. Я была солнцем, а Сенька (бегал вокруг меня) Землей.
Чтобы подобраться к Луне, пришлось рассказать еще одну мини-сказку: "У мамы звезды Солнца было 8 детишек-планет, но самой любимой была доченька Земля. Другие детишки это видели, и они завидовали Земле, им было обидно, что мама на них почти не обращает внимания. Каждая из планет мечтала по-своему отомстить Земле. И вот однажды братец Марс хотел столкнуть Землю в Черную дыру, но умная мама-звезда, заметив это, сделала так, чтоб у каждого ребенка была своя дорога, по которой они гуляют, чтоб они больше друг с другом никогда не увиделись и ничего плохого  не смогли сделать дочери Земле. Так и жили они каждый своей жизнью, пока однажды не произошел несчастный случай: мама Солнце очень устала и решила ненадолго закрыть глаза, как вдруг раздался сильный грохот со стороны любимой дочери - что-то очень большое врезалось в ее любимую дочь, что от нее во все стороны разлетелись обломки. И как только мама ни пыталась собрать все обломки воедино, у нее ничего не получалось. Земля не могла уже быть прежней... Кто-то из ее детей все-таки попытался отомстить Земле... Но кто? Увы, этого она так и не узнала. Но  наказала всех своих детей: одних она все время обжигала огнем, а других отбросила так далеко, что они леденели от холода. А из отлетевших от любимой Земли обломков Солнце сделало для дочери вечного спутника жизни, которому поручило приглядывать за дочерью Землей и все рассказывать Солнцу. Шли дни, Земля менялась и становилась все красивее... еще красивее, чем была раньше. со спутником Луной ей стало жить намного  веселее, а мама Солнце не может нарадоваться тому, что ее дочь стала такая красавица и у нее есть преданный спутник , который присматривает за красавицей- дочерью, когда Солнце ложится спать. "   
Луну мы тоже лепили из пластилина и из теста, делая камнями-астероидами  кратеры.

Марс я, конечно же, слизала у Жени (спасибо, Жень!), он не давал мне покоя, пока я не сделала что-то похожее. Фото сверху (дырочка у нас тоже есть, через нее мы и смотрели, но вам рассматривать лучше так)))

Поговорили о поверхности Марса (о самой высокой горе Олимп), о красноватой пыли, о сильных бурях, о температуре, о спутниках. Фобос и деймос у нашего Марса тоже есть, но про них я уже сказки не сочиняла))

Следующей планетой идет Юпитер - самая большая планета СС, планета-гигант с загадочным красным пятном. К сожалению, у меня не хватило фантазии представить эту планету (как и Сатурн с Ураном)как-то по другому, поэтому показывала на своем макете, т.е. показала, что за пятно такое (хотя это мы уже тоже знаем) красное, что Юпитер вращается быстрее всех планет СС и у него аж 60 спутников (их уже лепить не стали))))
 Тут я решила рассказать про пояс астероидов: что астероиды движутся вокруг Солнца по орбите между Марсом и Юпитером.
 Про то, как выглядят астероиды, мы уже говорили давно, поэтому астероидами у нас выступают обычные камни, ничего нового не придумывали.
А вот когда перешли к кометам, то воспользовалась опять идеей Анжелы (спасибо, Анжел!) и соорудила комету изо льда и камней, еоторая до сих пор живет в морозилке и иногда прлетает в космосе в Сенькиных играх:

У Сатурна отличительной особенностью, как мы все знаем, являются кольца, вот мы о них немного поговорили и пешешли к Урану.

Вспомнили, что Уран у нас единственная планета, которая вращается, "лежа на боку". Обыграли столкновение Урана с большим небесным телом (у нас это был огромный астероид, но на самом деле, я, если честно, не знаю, с чем там столкнулся Уран, везде читаю про разные версии, а выбрала самую простую)))
Сыночеу узнал, что у Урана больше 20 спутников. Как-то раньше я упустила рассказ о спутниках планет, и Сеньку очень удивило, что луна есть не только у Земли, причем у некоторых планет их так много...

Нептун мы слепили из снега, который я добывала в морозилке))) Поговорили о самой удаленной планете СС, где всегда очень холодно и царят самые быстрые ветры, о его кольцах и спутниках.

Для закрепления решили потворить, вот наши работы:
Солнечная система

Изначально солне было другого цвета, это просто я - разява, подумала, что взяла ярко-желтый пластилин, а он оказался ярко-салатовым, поэтому объединившись с оранжевым и красным он вообще решил стать зеленым)))) И вышло такое солнце...
Галлактика "Млечный путь" + Солнце и Нептун (что-то ему захотелось их еще вклинить))))

Черная дыра

Млечный путь. Как мы его видим с Земли.

Поговорили мы и о том, что люди могут жить пока только на Земле, пофантазировали на тему "Инопланетяне и летающие тарелки", вот наш результат (глаза делала я сама, Сенька только влепливал в нужное место):


Поговорили, что с Земли  планеты можно увидеть через телескоп, о том, что первый телескоп изобрел Галлилео Галлилей, почитали о нем книгу моего детства (я ее переделала по Доману) - очень интересно и просто, как сказка)) Сделала своему мальчишке вот такой телескоп:

Через этот телескоп он наблюдал за звездами:

Идея взята у Оли Хопряниновой (Оль, спасибо большое! Сенька заценил!): в черной коробке от обуви наделала дырок и слева сделала созвездие Большой медведицы, в коробку поместила фонарик (такой, как у Оли). Ой, как же понравилось Сеньке. Мне даже захотелось все созвездия таким образом наделать)))) Жаль коробок больше нет))
  Хотелось мне побольше рассмотреть созвездия, но поняла, что бессмысленно, т.к. нет наглядного примера. Карточки и картинки мы посмотрели, но на небе я так и не смогла ничего ему показать, кроме Большой медведицы... Карточки карточками, рисунки  рисунками, а на настоящем звездном небе для меня не все так просто...
Парочку созвездий я все-таки продемонстрировала на двери и окне (потом чуть отодрала) с помощью вот такого набора:

Дешево и сердито... Муж сказал, что надо было много купить и на потолке сделать кучу созвездий, а то у меня там пока еще ничего нет - голый потолок"))))
Сделали по примеру Оли и Дани обратную аппликацию:

После этого я решила подобраться к полету в Космос, вспомнили, как в космос сначала летали животные, а потом уже отправились люди; распечатала на листе пару фоток космонавтов и попросила выбрать первого космонавта, потом сделали такую ракету, как у Лизы (Лиз, спасибо!). Я думала, что на эту тему мы  еще потворим с Сенькой, но  потворить удалсь только с созданием поверхности луны (ее делали из соленого теста в коробке): камнями делали кратеры, Сенька потом раскрасил в желаемый цвет))), а я немного выделила кратеры

 захотелось мне купить какую-нибудь игруху к теме, и попался на глаза набор "Космос" - купила, не задумываясь... И все! Мой ребенок завис! Пропал и выпал из творчества по сей день)))) Ему не до рисования и аппликаций теперь))) Куда уж там! Тут шаттл можно на Луну запускать, спутник Хаббл летает, космонавты на Луне, марсоход на Марсе, инопланетяне на тарелке летают... Хорошо, хоть купила эту игрушку не в самом начале, а то вообще ничего сделать не уговорила бы...


Мне хотелось еще самим разыграть полет в космос, но эта задумка провалилась и пришлось только придумать завтрак космонавта в ракете перед садиком, вернее показать, что в таких тюбиках находится еда у космонавта:

 Поскольку сладкое мы любим очень избирательно (слава Богу!) и едим нечасто, малыш попробовал и на этом успокоился, больше не просил, но запомнил, что еда у космонавтов в тюбике, т.к. потом папе рассказывал и еще неоднократно повторял в своих играх)))
На этом тема наша больше не продвинулась, и мы зависли на играх с набором "Космос"...

К теме читали книжечки из нашей библиотеки.

Видео можно посмотреть по теме:
Большой взрыв:
http://www.youtube.com/watch?v=ph7HCHuiKes
http://www.youtube.com/watch?v=I9Q_68YqODI
Черные дыры:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=N_STpvviyqA#
Астероид:
http://www.meteorcrater.com/
http://www.youtube.com/watch?v=vF9cdIqIRw4

Еще мы занимались с лото, которое я сделала к теме. Скачать можно, нажав на кнопочку:



4 комментария:

  1. А самодельная книга про космос "малышам о заездах и планетах" есть в электронном виде?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ксения! Если Вам надо, напишите почту и я скину!

      Удалить
    2. Да, я так понимаю ваш постоянный заказчик буду на ближайшие годы)) kseniya009@mail.ru Книги про космос поискала, но в продаже их уже нет. У меня ещё вопрос к вам,у вас все лото расчитаны на то что ребенок читает,а как Вы занимались пока ребенок не читал? Карточками с информацией?

      Удалить
    3. Да, в основном лото рассчитано на то, что ребенок уже читает хотя бы пассивно. А занимались мы с года по методике Глена Домана ( в интернете есть описание этой методики), а у компании "Умница" есть готовые наборы для обучения чтению именно по этой методике + небольшие изменения. Но мне было мало комплектов Умницы и я всегда еще добавляла кучу всего своего. Для разнообразия мною было задумано делать лото! Если интересно, то подробнее можно почитать здесь: https://15liuba.blogspot.com.by/p/blog-page_23.html

      Удалить

Оставляя комментарий, вы тем самым подтверждаете, что даете согласие на обработку своих персональный данных. См. Политика конфиденциальности